"Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни." ("Здоровая школа")
Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия.
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
Поэтому именно на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений.
В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы в различных видах образовательных учреждений есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами.
Наличие здоровьесберегающих элементов инфраструктуры в нашей школе, отвечающее требованиям САНПиНов:
- Расположение здания школы;
- Наличие транспортного обслуживания ;
- Участок образовательного учреждения;
- Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);
- Водоснабжение и канализация;
- Учебные кабинеты: площадь и оснащенность;
- Наличие учебных мастерских;
- Соблюдение размеров мебели;
- Воздушно-тепловой режим;
- Освещенность мест занятий;
- Отличное санитарное состояние;
- Наличие спортивного зала, раздевалок, подсобных помещений;
- Спортивное оборудование и инвентарь;
- Оборудование игровой площадки для учащихся начальной школы на пришкольной территории;
- Здоровьесберегающая деятельность школы:
- Диспансеризация,профилактические прививки (услугу оказывает ГБУЗ Даниловская ЦРБ);
- Дни и Недели Здоровья;
- Месячники по профилактике ПАВ и детского дорожно – транспортного травматизма;
- Спортивные школьные праздники;
- Участие в районных и областных спортивных соревнованиях;
- Работа спортивного клуба "Старт";
- Беседы о здоровье с учащимися;
- Беседы о здоровье с родителями;
- Витаминизация;
Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки.